Ц В Е Т Ы     Р А З У М А

Предыдущая | Содержание | Следующая

Приглашаю полюбоваться  к р а с н о й   р о з о й. Пожалуй, это для вас, медики, и еще для заинтересованных лиц. А шипы достанутся философам и любителям порассуждать "по поводу..."

4. Как живешь, левша?

Существует ли в наше время в обществе проблема левшей? Кажется, современная медицинская наука отвечает "нет". Если замечено на каком-то году развития ребенка, что он отдает предпочтение левой руке как ведущей, то не следует его переучивать, а надо помочь приспособиться к праворукому миру - вот и все. Проблем нет. Браво, общество!

Но хорошо бы еще спросить у самих левшей, есть ли у них проблемы? Думаю, что ответ будет неоднозначным. В самом деле, праворукий мир очень неудобен для левшей чисто физически, не говоря уже о моральных травмах. А в некоторых (экстремальных) ситуациях возможны и несчастные случаи, о чем есть сведения в литературе. Но и в обычной жизни разнорукость человечества весьма неудобна. Как установлено исследованиями, левши тяготеют к зеркальному письму, причем иногда переходят на него неосознанно. Оно для них легче и в самом акте письма и, видимо, в чтении. Наука объясняет это предрасположенностью нашего зеркально-симметричного организма к перекрестным рефлексам конечностей.

Таким образом, если признать, что левшизм генетически предопределен (что требует совершенно бесспорных доказательств, а их пока нет), то через какое-то время окажется, что в мире увеличилось количество левшей и амбидекстров - ведь переучивать их не рекомендовано. Такое положение уже не только теоретически, но и практически заставит человечество перестраивать привычный уклад жизни: производить специальный инструмент и машины для левшей, может быть создавать какие-то рабочие места, а то и целые предприятия специально для левшей. В общем, это наложит массу ограничений на всю нашу жизнь. Следовательно, разнорукий мир - это не тот мир, который можно назвать удобным для человечества.

А между тем возможно вполне безболезненное управляемое ранневозрастное развитие праворукости у ребенка. Науке известно о закреплении вполне определенных функций за каждым из полушарий головного мозга. В норме - для правшей; зеркальное закрепление большинства функций - для выраженных левшей; многообразное распределение закрепления функций в обоих полушариях - для амбидекстров. Считается, что леворукость это врожденное, генетически обусловленное свойство части человечества и от 2-х до 5-ти процентов взрослых оказываются левшами. Но на самом деле возможно сознательное (со стороны родителей и воспитателей) направленное развитие праворукости, начиная с раннего младенчества (с возраста 1-3 месяца). Здесь не место приводить методику, хотя она довольно проста, Требуется лишь внимательное отношение и выполнение несложных правил. Но результат, пожалуй, стоит того.

Проблема леворукости настолько широко известна, обсуждается в таком большом количестве работ, что невозможно обозреть их все, в том числе касающихся причин возникновения лево- либо праворукости (гипотезы); особенностей развития леворукости (наблюдения и исследования); психологического и морального аспектов судеб леворуких людей (статьи, доклады и т.п.). Но во всех известных источниках говорится о леворукости только после явного ее проявления у детей, т.е. после полутора-двухлетнего возраста и старше. Но тут решительно упущено время.

В самом раннем периоде, когда у ребенка начинают формироваться произвольные движения руками, идет интенсивное образование условных рефлексов. При этом в полушариях мозга возникают определенные последовательности рефлекторных дуг, и вследствие структурной симметричности правого и левого полушарий одни и те же функции могут быть представлены у одних индивидуумов в левом полушарии, а у других - в правом (как вариант нормы). Не будем здесь углубляться в рассмотрение возникающих нейронных цепей, нейронных ансамблей и образуемых ими синаптических связей. Важно лишь напомнить, что в этот же период идет образование миелиновых оболочек нервных волокон, и эти оболочки одевают формирующиеся нервные связи. Таким образом изолируются образовавшиеся рефлекторные дуги, необходимость которых подтверждена многократным опытом. Так формируются связи, обеспечивающие, в ряду других, произвольные движения руки, ее пальцев, так вырабатывается походка... Так записываются алгоритмы различных видов локомоций, характерных для данного индивида.

Если во время формирования рефлекторных дуг и миелиновых оболочек на нервных волокнах, было предоставлено предпочтение одной из рук (т.е. стимулировалась ее активность), то ее ведущее положение будет закреплено по определенному алгоритму, "зашито", как сказал бы технарь, и дальнейшее переучивание окажется затруднительным и болезненным. Поэтому в возрасте после двух лет мы получаем вполне определившегося правшу или левшу, которого современная медицина не рекомендует переучивать, чтобы не травмировать ребенка. Конечно, и здесь могут быть разработаны и применены методики, но более сложные, трудоемкие и не очень приятные в применении. Лучше не упускать время.

Поэтому все вышеизложенное назовем гипотезой об управляемом ранневозрастном закреплении некоторых функций за определенным полушарием головного мозга. (Конечно, изложение гипотезы здесь приведено в достаточно упрощенном виде).

Но предположим, что начиная с какого-то поколения все делается правильно, все делается вовремя, и вот получается такая красная роза: все мы правши в этом мире, все мы хорошо понимаем друг друга и все мы счастливы...

Однако у розы есть и шипы. Они, пожалуй, для философов. Потому что в философском аспекте вопрос не так прост. В самом деле, кто-нибудь может объяснить, во-первых: случайно или закономерно человечество стало праворуким? Ведь предпочтение правой руки наблюдается и на разных континентах, и в разных цивилизациях, и в разные исторические времена...

А во-вторых: что более способствовало бы гармоничному развитию человечества в целом - праворукость или леворукость? Почему может возникать этот вопрос? Наукой сейчас установлена функциональная асимметрия мозга, что же касается структурной (или морфологической) асимметрии, то на уровне коры она как будто бы не обнаруживается. А что известно о подкорке? Точно ли симметрична связь коры больших полушарий с подкоркой? И симметрична ли сама подкорка? По некоторым данным наше правостороннее подсознание не совсем идентично левостороннему. Эмоционально они противостоят друг другу как пессимист и оптимист, в пространственно-временном отношении как Янус, обращенный одним ликом в прошлое, другим - в будущее.

Если это действительно так, то может быть совсем не безразлично, какое полушарие должно быть ведущим и к чему это приводит (простите за каламбур). Не связано ли предпочтение той или иной руки с агрессивностью характера (за счет активации подсознания), что было когда-то необходимо человеку в борьбе с противостоящим ему враждебным миром, но теперь может обернуться бедой для человечества в целом? Это уже похоже на фантазему, но если наука установит такую связь между ведущей правой рукой и агрессивностью, то возможно, человечество когда-нибудь сообща решит стать терпимым, общительным, доброжелательным - и всего-то за счет правильного выбора ведущей руки!

Вот такой заключительный аккорд. Почему-то приходят на память слова Л. Треера:

"Чем меньше мы знаем, тем ярче рассуждаем. Дилетант уверенно спорит со специалистом и ставит его в тупик широтой эрудиции и глубиной невежества."

От себя скажу: это естественно. Дилетант правильно оценивает широту собственной эрудиции, и это придает ему уверенность и мужество. Но оценить глубину невежества можно только с глубины знания, а этого-то дилетанту и не дано. Нельзя его винить за то, что у него нет достаточно глубокого знания в какой-то области, но у него должно быть осознание, что он не имеет этой глубины. Однако, кто знает глубже меня, пусть скажет лучше меня. И тогда, возможно, дилетант найдет правильную линию поведения не только в споре со специалистом, но и в совместном заинтересованном поиске решения проблем.

А все же замечание Л.Треера очень остроумно.

Анюта

Предыдущая | Содержание | Следующая


Сайт создан в системе uCoz